![]() |
![]() |
Ремонт
|
![]() |
ВЫБОР КРАСКИСодержание:ЧТО ТАКОЕ ЛКМ?Эта краткая аббревиатура была придумана для обозначения целого семейства отделочных материалов, и расшифровывается она - лакокрасочные материалы. Все без исключения ЛКМ это многокомпонентные составы, которые наносятся тонким слоем на поверхности из дерева, пластика, металла, бетона. Затем они высыхают и образовывают пленку, которая удерживается на материале силами адгезии (говоря проще, прилипает к ней). Пленка эта может быть бесцветной или цветной, прозрачной или непрозрачной. Все ЛКМ делятся на основные, промежуточные и прочие. К основным относят: лаки, краски, эмали, олифы, разнообразные шпатлевки и грунтовки. Промежуточные - это многочисленные разбавители, растворители и смолы. А к прочим строители отнесли дополнительные вещества: смывки, мастики, отвердители и ускорители
ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ КРАСКИ?Лаки и краски - сложный современный продукт химической промышленности. Множество лабораторий каждый день работает над получением новых материалов - для того, чтобы повысить устойчивость покрытий к воздействиям различного рода, а также сделать использование лаков и красок удобным и безопасным. Однако принципиальная структура большинства лакокрасочных материалов остается неизменной с глубокой древности. В ней по-прежнему присутствуют три главные составляющие: связующая основа, пигменты и растворитель. Связующая основа - это вещества, которые, собственно, и образуют на покрываемой поверхности прочную пленку при своем затвердевании. Поэтому их называют пленкообразующими. В этой роли используются самые разнообразные материалы - известь, цемент, жидкое стекло (основа силикатных красок), клей, олифа и, конечно же, разнообразные синтетические смолы - алкидные, полиуретановые, эпоксидные, акриловые. От их свойств в первую очередь и зависит стойкость, прочность и долговечность будущего покрытия. Растворитель разжижает пленкообразующие вещества (связующую основу), доводит их до нужной консистенции и делает их нанесение более удобным - с помощью валиков, кистей или распылителей. Участие растворителя необходимо только на стадии нанесения лака или краски на поверхность, после чего он благополучно испаряется. Например, в промышленности существуют другие способы окраски - без использования растворителей. Двери, листы металла или какие-либо еще предметы покрываются слоем сухой - порошковой - краски, которая затем соединяется с поверхностью при высокой температуре. Однако это удовольствие не для нас с вами, нам приходится пользоваться растворенными красками - материалами, содержащими растворитель. К сожалению, именно растворители и являются причиной экологических неурядиц во время покраски. Испаряясь, многие из них не только источают неприятный запах, но и поражают слизистую оболочку, дыхательные пути, ввергают организм человека в стрессовое состояние, вызывают головные боли и даже повышают уровень сахара в крови. То есть, чем меньше растворителя используется в краске - тем лучше. И, разумеется, экологическая безопасность лакокрасочного материала в первую очередь зависит от того, какое вещество применяется в нем в качестве растворителя. Например, самые ядовитые из них дихлорэтан, толуол, ацетон, сольвент и ксилол. Менее вредными считаются уайт-спирит и скипидар. При работе с лаками, красками, эмалями, в которые они входят, необходимо соблюдать меры безопасности проветривать помещения, использовать резиновые защитные перчатки. Запах, который источают органические растворители, может сохраняться довольно продолжительное время. Чем прогрессивнее краска, тем быстрее после ее нанесения испаряется растворитель. Мы крайне не рекомендуем вам экономить деньги на качестве растворителя - и уж тем более в том случае, если вы не обладаете молодецким здоровьем, если у вас дети или беременная жена. Помимо того, что органические растворители ядовиты, они еще и горючи. Их пары могут образовывать весьма взрывоопасные смеси (если не открывать окна). Одним словом, органические растворители причиняют много вреда. Поэтому там, где это возможно, вместо них всё чаще используется вода. Например, в Европе с её жестким экологическим законодательством доля потребления водорастворимых красок составляет уже около 80 процентов. Правда, существует объективная причина, несколько ограничивающая их применение в России: на морозе краски, растворенные водой, замерзают. Однако в самых передовых водорастворимых материалах и этот недостаток постепенно преодолевается. И хранение водорастворимых красок на морозе тоже нежелательно. Это не значит, что однажды замерзшая в банке краска теряет свои свойства. Но, если она многократно замерзала и оттаивала, то потеря качества может стать весьма ощутимой. Некоторые сорта красок даже сопровождаются подобными предупреждениями производителей: "Краска допускает до 5 циклов замерзания и размораживания". Есть и еще один недостаток, он касается водорастворимых красок для наружных работ. Свеженанесенное покрытие может быть сильно повреждено дождем. Но, правда, краски на такой основе сохнут за один -три часа, поэтому для проведения работ можно выбрать солнечный день и свести таким образом риск к минимуму. Зато после испарения воды из лакокрасочного слоя ему уже никакой ливень не страшен. В компании водорастворимых красок особняком стоят акриловые водно-дисперсионные краски, такие, как краска "АКРИДА" производства объединения "Ярославские краски". Это аристократы среди лакокрасочных материалов. Они честно отрабатывают каждую копеечку своей цены. Судите сами: акриловые покрытия обладают высокой жесткостью и стойко сопротивляются дождю, ветру и солнцу. Не случайно на акриловой основе делаются покрытия по дереву, высококачественные интерьерные и фасадные краски, а также специализированные материалы. Олифа используется в качестве растворителя (и - одновременно с этим - в роли пленкообразующего вещества) с незапамятных времен. На её основе изготавливаются все масляные краски, в том числе и для живописи. На воздухе олифа полимеризуется (отвердевает) и образует эластичные пленки. Для ускорения полимеризации в нее добавляют катализаторы, которые зачастую содержат свинец. Но он ускоряет отвердение не только олифы. Подобное воздействие свинец оказывает и на ткани человеческого организма, отрицательно влияет на здоровье людей. Поэтому многие производители всячески подчеркивают тот факт, что в их продукции отсутствует свинец. К сожалению, лакокрасочный слой, образуемый олифой, со временем становится хрупким и покрывается трещинами. Даже на полотнах художников часто бывают подобные повреждения, хотя технология изготовления красок для живописи более тонкая, а сами картины не висят на улице и не испытывают нагрузок подобно стенам или потолкам дома. Особенно интенсивное разрушение слоя олифы происходит под воздействием ультрафиолетового излучения. Олифы бывают натуральными и полунатуральными - то есть смешанными с уайт-спиритом, который растворяет их. Хорошо всем известная "Олифа-Оксоль" является как раз полунатуральной. Заметим, что уайт-спирит несколько токсичен, но зато отвердение олифы происходит быстрее. Но сегодня уже более распространены алкидные олифы. Они представляют собой сложный химический продукт, в состав которого входят алкидные смолы и уайт-спирит. Причем олифами они называются только потому, что алкидные смолы содержат до 30% растительных масел. Алкидные краски, полученные на основе алкидной олифы, по многим свойствам превосходят масляные - те, которые делают из натуральной или полунатуральной олифы. Пигменты придают лакокрасочным материалам различные цвета. Чем лучше пигмент, тем дольше краска сохраняет свой первоначальный цвет, будучи под воздействием осадков, перепадов температур, агрессивных химических веществ, и, конечно же, солнечного света. Качество пигмента непосредственно связано также с чистотой цвета. Вероятно, вы замечали, что некоторые краски привлекательно чистые, они имеют подлинно определенный цвет. Если рассмотреть такую краску, то окажется, что ее оптический спектр весьма узок, она почти монохромна. И если на банке написано "персиковый", то это действительно персиковый. А если сказано "песочный", это значит в самом деле песочный. Отметим также, что многие пигменты далеко не безвредны для человека (впрочем, как и для домашних животных), поскольку содержат ядовитые вещества свинец, хром и другие тяжелые металлы. Это особенно важно учитывать при выборе материалов для внутренних работ. Обычно информацию о количественном содержании (или наоборот - полном отсутствии) вредных веществ производители помещают на упаковке или в каталоге своей продукции. Если вы такую информацию не обнаружите, не пытайтесь выяснить её у продавца. Лучше поищите другой материал, состав которого известен. И наконец, помимо обязательных составляющих - связующей основы, пигментов и растворителей - в некоторые лаки и краски вводят различные добавки - отвердители, загустители, пластификаторы, стабилизаторы, антисептики. Это делается для придания им каких-либо особых качеств. Однако внешний вид и основные свойства любых лакокрасочных материалов зависят от того, каков тип и качество главных - обязательных - ингредиентов, которые мы только что описали достаточно подробно.
КАК ВЫБИРАТЬ КРАСКИ?Выбирая краски для предстоящего ремонта, мы, конечно же, оцениваем их внешний вид, стоимость, удобство в ремонте. Но немаловажны и другие вопросы. Насколько краска эффективна и практична при дальнейшей эксплуатации помещения? Сохранят ли цвета свою свежесть? Не поблекнут ли они со временем? Перечислим основные свойства лакокрасочных материалов, на которые вам следует обратить внимание при выборе и покупке. Это расход и укрывистость, время высыхания, адгезия, водостойкость, стойкость к механическим воздействиям и растворам моющих средств, устойчивость к свету, температурный диапазон эксплуатации, эластичность, паро- и газопроницаемость, долговечность. Какие из этих качеств более всего важны для вас? Всё зависит от тех условий, в которых эти материалы будут использоваться. А также от тех целей, которые вы преследуете, затевая малярные работы. Поэтому не забудьте включить в свой замысел пункт о необходимых свойствах лаков и красок. О большинстве перечисленных характеристик вы сможете прочитать на упаковке. Одни из них выражаются количественными показателями - расход, время высыхания, температурный режим. Другие оформлены в виде гарантий производителя, за которые он, однако, не несет никакой ответственности (срок эксплуатации покрытия при соблюдении вами всех технологических норм). Третьи сформулированы в аннотационном тексте - например, информация об устойчивости к мытью. А вот о более специфических свойствах - взять, хотя бы паро- и газопроницаемость - вы можете прочитать только в специализированных каталогах или выяснить у производителей (редко у продавцов). А теперь немного о том, что вас может ожидать на той или иной торговой площадке. На строительном рынке продавцы обычно рассказывают о нужных вам материалах, основываясь на собственном опыте (зачастую мнимом). И вы получаете от них столько же информации, сколько и сами можете прочитать на этикетке (а то и еще меньше). В магазинах ситуация обычно принципиально иная. И если вы пришли с конкретно поставленной задачей, то вам на выбор предложат несколько вариантов ее решения и даже сделают необходимые расчеты (не "на глазок"). При получении товара обратите внимание на степень его свежести, проверьте, не истек ли срок годности. И помните, что вы вправе отказаться от просроченного товара, даже если на него полагается большая скидка, а вас пытаются убедить, что для этой краски полгода не срок - мол, размешаете, добавите растворитель и полный порядок. Обычно последствия долгого хранения (особенно в условиях сильной жары или холода!) выявляются только при вскрытии тары. Краска густеет, а её компоненты расслаиваются. И не всегда удастся восстановить её консистенцию путем тщательного перемешивания. Открыв банку, вы должны увидеть готовую к применению, однородную как свежая сметана и приятную на вид краску.
КАКАЯ КРАСКА ЛУЧШЕ?При покупке люди не ощущают разницы между передовыми и отсталыми материалами, а зачастую даже не подозревают, что она существует. Между тем, лаки и краски далеко не являются одинаковой, стандартной продукцией. Диапазон качества, который охватывает материалы одного и того же назначения, но разных марок, весьма и весьма широк. Для достижения положительного результата необходима не только сама краска или сам лак, выпущенный на заводе, но и выполнение всех технологических норм при их нанесении и даже до этого - тщательная подготовка поверхности, ее грунтование, использование подходящего сорта краски, совместимого с окрашиваемой поверхностью, соблюдение температурного режима - как во время выполнения работ, так и при хранении материалов до их использования. Таким образом, успех покрасочных работ зависит от трех участников этого процесса - 1) от производителя краски или лака, 2) от их продавца, который должен отвечать за нормальные условия их перевозки и хранения, а также обязан помогать покупателю в подборе подходящих сортов и, наконец, 3) от маляров. Причем, завод не в состоянии контролировать температуру на складах торговых предприятий (за исключением тех случаев, когда торговое предприятие является официальным представителем завода производителя), а также совесть и квалификацию маляров. Цена краски зависит не только от технологического уровня, на котором работает её производитель, но и от вида самой краски. Хорошую лакокрасочную продукцию характеризует целый комплекс свойств, определяющих качество покрытия. Самым наглядным свойством является декоративность, в том числе цвет и блеск. Эти показатели можно оценить до совершения покупки в розничных точках с помощью «накрасок», предоставляемых самими производителями ЛКМ. Не менее важным свойством является укрывистость, т.е. способность материала закрашивать поверхность. Она выражается в г/м2 и отражает то количество ЛКМ, которое необходимо нанести на 1 м2 поверхности для ее полного укрытия. На этикетках также часто указывают расход ЛКМ на однослойное покрытие - и на чем большую площадь хватит одного килограмма ЛКМ, тем лучше. В настоящее время особое внимание стало уделяться удобству в работе с материалом. В значительной степени это зависит от тиксотропности. Если эмаль тиксотропная, то в спокойном состоянии она довольно густая, а при работе с ней (перемешивании, непосредственном накрашивании, при движении) она хорошо наносится, становясь жидкой. Это позволяет краске не стекать с кисти и главное - с поверхности, не образуя потеков! Так что обратите внимание, есть ли указание на этикетке о тиксотропности. Время высыхания также во многих случаях является обоснованием при совершении покупки. Для тех, кто торопится с ремонтом, можно посоветовать нитроэмали или водные краски, которые кстати гораздо более экологичны. Несомненно, что цена напрямую связана с качеством, поскольку качественные, и в большинстве своем, импортные компоненты для ЛКМ стоят денег. Поэтому при выборе краски покупателю необходимо определиться, что именно он хочет получить, и выбрать материал из соответствующей ценовой категории.
И О ДИЗАЙНЕПри выборе краски для стен дизайнеры рекомендуют мягкие светлые оттенки, которые существуют в живой природе. Главное правило - добавляйте белый к основным цветам радуги. Чем светлее становится оттенок цвета, тем мягче и стабильнее его воздействие на человека. На кухне, как считают психологи, уместны "теплые" цвета красный, желтый, оранжевый. Особенно актуальны они в том случае, если кухня для вас одновременно и основное место трапезы. Дело в том, что эти цвета возбуждают и усиливают аппетит. Мебель и пол в кухне также желательно оформить в тёплых тонах. Для маленьких ванных без окон больше подходят пастельные тона с вкраплениями белого, черного или ярких цветов. В просторных, хорошо освещенных ваннах цветовая гамма может быть и более насыщенной, яркой и контрастной. Для оформления спален традиционно используются светлые пастельные "теплые" цвета, создающие атмосферу уюта. Если спальня невелика, то использование в ней ярких контрастных цветов неразумно. Лучше сыграть на нюансах - оттенках того или иного цвета. Впрочем, если вы молоды и холосты, то можете и поэкспериментировать. В детской младенцу до двух лет необходимы только мягкие ненасыщенные цвета. Однако едва он подрастет, детская может превратиться в самое яркое, пестрое и веселое помещение в доме. Но постепенно яркие контрастные цвета придется сменить на более спокойные и строгие - ведь ребенок пойдет в школу и цветовая гамма в его комнате не должна будет отвлекать от занятий. А вот в кабинетах обычно преобладают коричневатые и зеленоватые оттенки, создающие атмосферу покоя и сосредоточенности. В сочетании со светло-коричневой мебелью такая "тональность" наиболее благоприятна для импульсивных и неусидчивых людей. Спокойным же людям не повредит включить в интерьер и более яркие детали, оказывающие бодрящее воздействие. Гостиную оформляйте в зависимости от того, какой вид отдыха предпочитаете. Если это шумные вечеринки - не повредят яркие контрастные краски. Если вы любитель спокойного чтения - приглушенные тона в самый раз. Теперь вам будет очень легко создать квартиру своей мечты. Каждая комната, которую вы покрасите "по науке", будет настраивать на нужный лад: спальня - убаюкивать, столовая возбуждать аппетит, а кабинет порождать гениальные мысли в вашей голове. Анна Савельева Назад...Ва-БанкЪ Ремонт №21 27 июля 2005 |
|
|||||||||||
E-mail: ICQ: 245995253 |
![]()
|
Дизайн Белоусов Андрей 2006 |